Профориентационная работа

  Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
  Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы  в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
  Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
  Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова?  

Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.
  Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.


Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
  • профессиональная информация

  • профессиональное воспитание

  • профессиональная консультация.

  Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений…
  Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей  педагогической работы  по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной  и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности.
  Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер.
  Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.

Что делается в школе по профориентации учащихся?
  • Формирование положительного отношения к труду

  • Проведение спецкурса «Путеводитель во взрослую жизнь»

  • Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии ы училища города)

  • Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов

  • Выявление структуры интересов и склонностей учащихся

  • Проведение профконсультаций школьников

  • Осуществление психофизиологических диагностик способностей

  • Выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показателям

  • Проведение работы с родителями о выборе профессий  их детьми

  • Проведение экскурсий на предприятия, в организации

  Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представляла разработка элективных курсов. На данный момент накоплена богатейшая база успешно применяемых элективных курсов по выбору, которые призваны решать две важнейшие функции: во- первых, поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект знаний, во- вторых, функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки.

Документы

Приказ №101/01-11 от 29.08.2025 Об организации работы по реализации Единой модели профессиональной ориентации - профориентационного минимума в 2025-2026 учебном году